|
Началом истории компании Toyota можно считать 1933 год, когда в
компании Toyoda Automatic Loom Works, изначально не имевшей отношения к
автомобилям и занимавшейся текстильной промышленностью, открылся
автомобильный департамент. Открыл его старший сын владельца компании
Сакичи Тойоды (Sakichi Toyoda) Киичиро Тойода (Kiichiro Toyoda),
впоследствии и приведший автомобильную марку Toyota к мировой
известности. Начальным капиталом для разработки первых автомобилей
стали деньги, вырученные при продаже патентных прав на прядильные
машины английской компании Platt Brothers.
В 1935 году была завершена работа над первым пассажирским автомобилем, получившим название Model A1 (впоследствии AA) и первым
грузовиком Model G1, а в 1936 году автомобиль Model AA был запущен в
производство. Тогда же была произведена первая экспортная поставка -
четыре грузовика G1 отправились в северный Китай. Через год, в 1937 г.,
автомобильный департамент превратился в отдельную компанию, получившую
название Toyota Motor Co., Ltd. Такова вкратце история довоенного
развития компании Тойота.
После Второй мировой войны, в 1947 году, началось производство еще
одной модели - Toyota Model SA, а в 1950 году, в условиях жесточайшего
финансового кризиса, компания пережила первую и единственную забастовку
своих рабочих. В результате была пересмотрена корпоративная политика,
отдел реализации выделился в отдельную компанию - Toyota Motor Sales
Co., Ltd. Впрочем, для послевоенных годов, когда автомобильная
промышленность Японии наравне с остальными отраслями переживала не
самые лучшие времена, компания вышла из кризиса не с самыми большими
потерями.
В начале 50-х годов Таичи Оно (Taiichi Ohno) была задумана
уникальная система управления производства ("камбан"), позволяющая
устранение всех видов потерь - материалов, времени, производственных
мощностей. В 1962 году система получила свое воплощение на предприятиях
группы Toyota и доказала свою эффективность, способствуя успеху
компании.
В 1952 году умер создатель компании - Киичиро Тойода. К этому
времени Toyota вступила в период начала расцвета. В 50-х годах
проводились разработки собственных конструкций, обширные исследования,
расширялся модельный ряд - появился внедорожник Land Cruiser, такая
известная ныне модель, как Crown, а в США была основана компания Toyota
Motor Sales, U.S.A., задачей которой был экспорт автомобилей Toyota на
американский рынок. Правда, первая попытка экспорта автомобилей Toyota
на американский рынок окончилась неудачей - но впоследствии, сделав
выводы и быстро справившись с новыми задачами, Toyota это исправила.
В 1961 году выпущена модель Toyota Publica - небольшой экономичный автомобиль, быстро ставший
популярным. В 1962 году Toyota отметила выпуск миллионного за свою
историю автомобиля. Шестидесятые годы стали периодом улучшения
экономической ситуации в Японии, и, как следствие, бурного роста продаж
автомобилей. Активно развивается сеть дилеров Toyota за рубежом - в
Южной Африке, в Европе и Азии. Добилась успеха Toyota на рынке США -
модель Corona, которую начали экспортировать туда в 1965 году, быстро
получила широкое распространение и стала самым популярным на
иностранном рынке японским автомобилем. В следующем, 1966 году, Toyota
выпускает свой, пожалуй, самый массовый автомобиль - Corolla,
производство которого с успехом продолжается и по сей день, а также
заключает деловое соглашение с компанией Hino - еще одним японским
автопроизводителем. Такое же соглашение Toyota заключила еще с одной
фирмой - Daihatsu - в 1967 году.
1970-е годы ознаменовались строительством новых заводов и
постоянными техническими усовершенствованиями агрегатов, а также
"перекочевыванием" новшеств с дорогостоящих моделей, куда их изначально
устанавливали, на более дешевые. Начинается производство таких моделей,
как Celica (1970), Sprinter, Carina, Tercel (1978), Mark II. Tercel
стал первым переднеприводным японским автомобилем. В 1972 году с
конвейера сходит 10-миллионный автомобиль Toyota. Преодолев
энергетический кризис и финансовые трудности, введя режим жесткой
сырьевой экономии, разработав под давлением законодательства,
касающегося загрязнения воздуха, эффективную выхлопную систему,
укрепляя внутрикорпоративную политику, Toyota вступила в следующее
десятилетие.
В начале 80-х годов, а точнее, в 1982 году компании Toyota Motor Co., Ltd. и Toyota Motor Sales Co., Ltd. сливаются в
Toyota Motor Corporation. В это же время начинается выпуск модели
Camry. К этому моменту Toyota окончательно утвердилась в роли
крупнейшего автомобильного производителя Японии, занимающего третье
место в мире по объемам производства. В 1983 году Toyota подписывает
многолетнее соглашение с General Motors, а в следующем году начинается
производство автомобилей на их совместном предприятии в США. Тогда же
была завершена первая очередь строительства собственного испытательного
полигона Тойоты - Шибецу, который был полностью завершен в 1988 году. В
1986 году перешагнут еще один рубеж - выпущен уже 50-миллионный
автомобиль марки Toyota. Появляются на свет новые модели - Corsa,
Corolla II, 4Runner.
Одним из главных событий 80-х годов можно считать появление такой
марки, как Lexus - подразделения Toyota, созданного для выхода на рынок
автомобилей высокого класса. До этого Япония ассоциировалась с
небольшими, экономичными, недорогими и демократичными автомобилями; с
появлением же Lexus в секторе роскошных дорогих машин положение
изменилось. Уже через год после основания Lexus, в 1989 году были
представлены и поступили в продажу такие модели, как Lexus LS400 и
Lexus ES250.
1990 год ознаменовался открытием собственного дизайнерского центра -
Tokyo Design Center. Что интересно, в октябре того же года открывается
первая авторизованная сервисная станция в тогда еще Советском Союзе.
Toyota продолжает свою мировую экспансию - открываются филиалы во все
новых и новых странах мира и развиваются те, что уже были открыты.
Кроме этого, очень активно идут научно-технические исследования;
открываются такие компании, как Toyota System Research Inc. (совместно
с Fujitsu Ltd., 1990 год), Toyota Soft Engineering Inc. (совместно с
Nihon Unisys, Ltd., 1991 год), Toyota System International Inc.
(совместно с IBM Japan Ltd. и Toshiba Corp., 1991 год) и т.п. В 1992
году были опубликованы Toyota Guiding Principles - основные принципы
работы корпорации, выражение корпоративной философии. Тогда же вышла
Хартия Земли (The Earth Charter) - как реакция на усиливающиеся
экологические веяния в обществе. Экология оказала на развитие Toyota
большое влияние; были разработаны планы и программы по защите
окружающей среды, а в 1997 году была создана модель Prius, оснащенная
гибридным двигателем (Toyota Hybrid System). Помимо Prius, гибридными
двигателями были оснащены модели Coaster и RAV4.
Кроме этого, в 90-е годы Toyota успела выпустить свой 70-миллионный
автомобиль (1991 год), и 90-миллионный (1996), открыть в 1992 году
Toyota Training Center во Владивостоке и заключить дилерские договора с
Ауди и Фольксвагеном, в 1995 году подписать с Hino и Daihatsu
соглашение о долевом распределении продукции и в том же году объявить о
принятии нового глобального бизнес-плана, а также начать выпуск
двигателей с системой изменения фаз газораспределения (VVT-i). В 1996
году был открыт Toyota Training Center в Москве и началось производство
четырехтактного бензинового двигателя с непосредственным впрыском
топлива (D-4). В 1997 году, помимо Prius, было объявлено о запуске в
производство модели Raum, а в 1998 - Avensis и нового поколения
культового внедорожника Land Cruiser 100. Тогда же Toyota приобрела
контрольный пакет акций Daihatsu. В следующем, 1999 году, в Японии был
выпущен 100-миллионный автомобиль Toyota. В 2000 году продажи модели
Prius достигли 50 тысяч по всему миру, было запущено новое поколение
RAV4, а в 2001 была продана 5-миллионная Camry в США. В июле прошлого
года была основана компания "Toyota Motor" в России, в декабре продажи
Prius увеличились до цифры в 80 тысяч.
На сегодняшний день Тойота - один из крупнейших мировых производителей автомобилей. Безусловно, она
также является крупнейшим японским автопроизводителем, выпускающим
более 5,5 миллионов машин в год, что примерно равно одной машине каждые
шесть секунд. В группе Toyota - множество компаний, как автомобильных,
так и занимающихся многими различными областями. В 2002 году Toyota
вступила в новую сферу, приняв участие в автогонках Formula 1.
| |