20 июля 1966 года. После рассмотрения ЦК КПСС и Советским правительством 54 мест для строительства нового советского автогиганта выбор пал на Тольятти. Партнером советского союза стал итальянский автомобильный концерн «Fiat». По условиям контракта на плечи Фиат возлагалось строительство и технологическое оснащение нового завода, обучение советских специалистов и адаптация к суровым российским условиям и плохим дорогам 2 моделей - массовая модель "норма" и более оснащеная модификация "люкс". Итальянцы хотели создать эти модели на базе автомобилей Fiat 124 и 125, но СССР требовал унификацию моделей до 80%. В итоге донором для обеих моделей (ВАЗ 2101 и ВАЗ 2103) стал Фиат 124. Волжский автогигант расчитывался на выпуск 660 тысяч автомобилей в год.
3 января 1967 года. ЦК ВЛКСМ было объявлено строительство Волжского автогиганта как Всесоюзную ударную комсомольскую стройку. Тысячи молодых людей не заставили себя долго ждать и направились в Тольятти. Уже 21 января 1967 года вынули первый кубометр земли под строительство первого цеха нового завода — корпуса вспомогательных цехов (КВЦ).
1969 год. Началось формирование трудовых коллективов новогоавтозавода. В большинстве своем это были комсомольцы, строившие автогигант. В цехах продолжается монтаж производственного оборудования. Его произведили 844 советских завода и еще 900 заводов в Италии, ФРГ, Франции, Англии, США и других странах.
1 марта 1970 года. Цех сварки произвел первые 10 кузовов будущих автомобилей.
19 апреля 1970 года. С главного конвейера Волжского автозавода сходят первые 6 автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули».
28 октября 1970 года. В Москву отправляется первый эшелон с невенькими автомобилями ВАЗ 2101 «Жигули». Строительство Волжского автомобильного завода показало всей стране какой должна быть настоящая ударная комсомольская стройка - ВАЗ построили не за 6 лет, а всего за 3, что сэкономило союзу более 1 млрд рублей.
24 марта 1971 года. Официальная сдача в эксплуатацию первой очереди Волжского автозавода. Производственная мощность - 220 тысяч автомобилей в год.
16 июля 1971 года. Менее, чем через год после начала производства с конвеера сходит 100-тысячный автомобиль «ВАЗ».
10 января 1972 года. Подписан акт о сдаче в эксплуатацию второй очереди Волжского автогиганта с мощностью 220 тысяч автомобилей в год.
22 декабря 1973 года. С конвеера сходит миллионный автомобиль. ВС СССР награждает ВАЗ орденом Трудового Красного Знамени
Модели ВАЗ
«Волжский автомобильный завод» (сокращенно «ВАЗ») – это известная российская компания, производящая легковые автомобили нескольких марок: «Жигули», «Лада», «Нива». С конвейера завода ежегодно сходит более половины количества отечественных машин. Штаб-квартира располагается в городе Тольятти Самарской области.
Первая модель – малолитражный «ВАЗ-2101», имеющий пятиместный кузов, — был сконструирован по модели «Фиат-124». Четыре цилиндра давали мощность, равную 60 лошадиным силам, разогнать машину можно было до 140 километров в час.
Изначально «Жигули» создавали со светлой мечтой о том, что этот автомобиль станет народным, как было со многими иностранными моделями. Соответственно предполагалось, что и цена будет невысока, и количество выпускаемых машин – велико. Однако практика показала, что эта мысль так и останется мечтой: цена росла с выходом каждой новой модели. А потому обычный труженик не мог позволить себе личного средства передвижения.
Однако «ВАЗ» не мог пожаловаться на то, что продукция пылится на складах. Это было совсем не так. Спросом пользовалась и «копейка», и модель «Жигулей» класса «универсал» (сошедшая с конвейера в конце семидесятых годов) и, конечно, полноприводный «ВАЗ-2121» (или «Нива») появившаяся в 1977 году.
«Жигули» совершенствовали непрерывно. Те же процессы коснулись и экспортной модели «Лада», появившейся в восьмидесятых годах. Так, до 90-х гг. ушедшего века, до распада СССР, наиболее любимыми являлись такие модели, как «копейка», «шестерка», «девятка». Причем, последняя – с передним приводом. Шестая модель радует любителей продукции «ВАЗ» и по сей день. Но с 1997 года ее начали замещать машинами «десятого» семейства.
В период с 1972 по 1986 гг. активно производили «ВАЗ-2102». Этот классический универсал с пятью дверями, из которых пятая (задняя) открывалась вверх, стал любимой машиной всех обладателей дачных участков. Уж очень удобно было перевозить в ней овощи осенью и отвозить ненужные вещи в дачный домик. Той же славой позднее стал пользоваться «ВАЗ-2104», выпускавшийся вплоть до 1984 года.
«ВАЗ-2103» — брат «Fiat-124 Speciale» 1968 года — шокировал автолюбителей мощностью и удобством в 1972 году. Эта модель быстро стала престижной, поскольку представлялась инновацией в области автомобильной промышленности. Стоила эта люксовая модификация также дороже других моделей, производимых «Волжским автомобильным заводом».
«ВАЗ-2106» — это переработанная версия «Fiat-124 Speciale» 1972 года. Конструкторы завода, поставившие ее выпуск на поток в 1976 году, не предполагали, что именно эта модель станет настолько популярной у отечественного автолюбителя. Но, как мы можем заметить, это случилось.
Рубеж 1970-1980-х гг. вошел в историю автопрома как эпоха «Нивы». Интересно это время тем, что в Советском Союзе модели «ВАЗ-2121», «ВАЗ-2123», «ВАЗ-21213» и «ВАЗ-2131» покупали неохотно. Зато за рубежом, в Познани, вездеход «ВАЗ-2121» получил золотую медаль 53-й Международной ярмарки в 1980 году.
С 1982 года открылся выпуск «ВАЗ-2107». Эта модель была воспринята «на ура» и расценена как эксклюзив в сравнении с «ВАЗ-2106». Впрочем, это стандартная линия поведения потребителей.
В 1984 году универсал второго поколения «ВАЗ-2104» уступил место лидера универсалу первого поколения «ВАЗ-2102». Однако до 1985 года выпускали обе модели.
Конец 1984 года – время рождения трехдверного хэтчбэка «Лада» модели «Самара». «ВАЗ-2108» открыл собой начало производства легковых автомобилей с ведущими передними колесами.
Сотрудники «Волжского автомобильного завода» были удостоены награды «Золотой Меркурий» в 1987 году. Этот приз был присужден им за вклад в развитие международного сотрудничества и производства. Кстати, «ВАЗ» получал такую награду трижды.
«Спутник / Лада Самара», или «ВАЗ-2109», стал доступен автолюбителям в 1987 году. Эту машину сразу же оценили серьезные семейные люди, поскольку пять дверей и очевидная умеренность в оформлении кузова выгодно отличали данный автомобиль от предшественников.
Машина «ВАЗ-21099» — «Спутник / Самара Форма» — практически аналогична «девятке». Различие лишь в том, что машина относится к классу «седан» и имеет четыре двери. Но это сходство не пугает, а скорее, радует автолюбителей, по достоинству оценивших новую модификацию.
Объединение «АвтоЛада», занимающееся внешней торговлей, получило в 1989 году награду от совета руководителей «Трейд Лидерз Клаб» за помощь в деле развития экономики стран Африки, а также за выход на лидирующие торговые позиции.
Распад СССР сказался и на судьбе «Волжского автомобильного завода». Наступил кризис, повлекший за собой пересмотр всех подходов к производству автомобилей. Однако середина 1990-х гг. ознаменовалась возвращение этого промышленного гиганта на рынок легковых машин.
Самый доступный российский автомобиль — «Ока», или «ВАЗ-11113» — уже более 10 лет колесит по дорогам страны. Первоначально эта модель претендовала на звание народной машины, для производства которой планировалось строительство комплекса в Елабуге. Но мечта о доступных и удобных машинах для всех категорий граждан, появившаяся еще в Союзе, вновь не осуществилась. А сборку «Оки» доверили в середине 90-х гг. «СеАЗ», вошедшему в состав «ВАЗ», поскольку она тормозила все остальные процессы завода.
«ВАЗ-2110», или машина десятого семейства, была представлена в 1994 году на Парижском автосалоне.
В следующем году «ВАЗ» мог похвастаться тем, что с конвейера сошел шестнадцатимиллионный легковой автомобиль.
Рим принял представителей «Волжского автомобильного завода» в 1996 году. Тогда состоялась инвестиционная выставка под названием «Технологии из России». «ВАЗ» продемонстрировал свою разработку – роторно-поршневой двигатель для авиации.
В том же году был собран 250-й автомобиль «ВАЗ-2110», пущенный в продажу.
В 1997 году общественность могла наблюдать за демонстрацией моделей «ВАЗ-2120», «ВАЗ-2129» и модельного ряда «Нивы» — «2329», «2131», «21107» на московском автосалоне. Тогда же число собранных автомобилей сравнялось с цифрой 730 000 единиц.
В 1998 году начинают активно выпускать автомобили класса «универсал» с передним приводом и пятидверным кузовом, получившие код «ВАЗ-2111». А «десятки» оснащаются новыми двигателями с шестнадцатью клапанами. Начинается выпуск семиместного автомобиля с полным приводом класса «мини-вэн» под названием «Надежда» (или «ВАЗ-2120»). Эту машину отличает от предыдущих интересная форма кузова и то, что правая задняя дверь сдвигается.
На сегодняшний день можно констатировать то, что «Жигули» не радуют покупателей хорошим качеством. А потому российские автолюбители предпочитают приобретать японские или корейские авто: и переплата небольшая, и степень надежности выше. Но «АвтоВАЗ» не стоит на месте и активно предпринимает попытки вернуть доверие и любовь автомобилистов.
Так в 2003-2004 годах с конвейера сошла модель «Калина», соответствующая европейскому классу «В». Потребитель может выбрать любую машину из трех представленных моделей: «ВАЗ-1117» — универсал, «ВАЗ-1118» — седан и «ВАЗ-1119» — хэтчбэк. Модельный ряд «Калина» аналогичен автомобилям «десятого» семейства, но кузов несколько короче и современнее. Объем мотора составляет 1,6 л. Он создан на основе блока цилиндров двигателя «ВАЗ-21083».
