Mazda — компания, история которой началась ни много ни мало — с пробки. Именно строительными материалами из пробкового дерева и занималась компания, основанная Дзюдзиро Мацуда (Jujiro Matsuda) в 1920 году.
Мацуда, родившийся в 1875 году двенадцатым сыном рыбака в префектуре Хиросима, в 20 лет открыл собственную кузню, но вскоре она закрылась из-за убытков. Через 11 лет он снова открыл кузню и даже получил патент на насос для закачки воздуха, но уже через несколько лет компания снова прекратила существование.
После ещё нескольких попыток открыть своё дело Мацуда в 1920 году вместе с группой инвесторов купил разорившуюся компанию Abemaki, находившуюся в Хиросиме и занимавшуюся пробковым деревом. Её переименовали в Toyo Cork Kogyo, и в следующем году Мацуда стал её президентом.
Компания на тот момент никакого отношения к автомобилям не имела и выпускала вышеупомянутые стройматериалы из пробки. Это занятие позволило заложить финансовый фундамент для дальнейшей деятельности.
В 1927 году из названия фирмы выпало слово «cork» (пробка),
и компания стала носить имя Toyo Kogyo., Ltd., что было следствием
перехода к промышленному производству. Выпустив в
В 1931 году компания начала выпускать автомобили в чисто японском стиле — трёхколёсные грузовички с двигателями объёмом 500 куб.см. В качестве торговой марки для обозначения этих машин было выбрано слово Mazda — имя зороастрийского верховного бога света, которое, к тому же, было очень близким по звучанию к имени основателя компании — Мацуда.
В 1932 году начался экспорт грузовиков Mazda в Китай. До того, как началась Вторая Мировая война, компания создала несколько концептов легковых автомобилей, но в серийное производство ни один из них пойти не успел.
Когда-то Mazda выпускала такие вот трёхколёсные грузовички. |
После войны и атомного взрыва в Хиросиме завод Toyo Kogyo, к счастью, был разрушен лишь меньше чем наполовину, и уже в 1950 году компания начала выпускать трёхколёсные грузовики Type CT с двигателем 1157 куб.см, компактные пожарные машины и обычные грузовики.
В 1952 году умер Дзюдзиро Мацуда; за год до этого президентом
компании стал его сын Тенудзи (Tenuji Matsuda). Компания начала
выпускать легковые автомобили только в 1960 году, когда уже начался
рост благосостояния рядовых японцев. Первой моделью стала R360 —
Первая легковая модель Mazda — маленький городской автомобильчик R360 с мотором объёмом всего-то 356 куб.см. |
Кроме этого, в 1960 году случился ряд событий, сыгравших в дальнейшей истории Mazda большую роль. Компанию посетил представитель немецкой компании NSU доктор Хаас (Dr. Haas), президент Мацуда нанёс в Германию ответный визит, и было заключено предварительное соглашение о сотрудничестве с NSU в области разработки и производства роторных двигателей Ванкеля.
Официальным началом этого сотрудничества считается 1961 год,
когда соглашение получило одобрение японского правительства. В том же
году вышел компактный пикап Mazda Proceed
Своим дизайном Carol, как и многие ранние японские автомобили, повторяла модель Ford Anglia. Уже в 1963 году общее количество выпущенных автомобилей достигло 1 миллиона, и в Токио был показан первый произведённый компанией роторный двигатель. В 1964 году началась история модели Familia — было представлено её первое поколение.
Седан Mazda Familia был представлен в 1964 и получил 800-кубовый двигатель. |
Модель Mazda 800cc Station Wagon начинает импортироваться в Новую Зеландию. Построив в 1965 году испытательный полигон Миоси, Mazda начала техническое сотрудничество с английской компанией Perkins Services N. V. в области дизельных двигателей. 1967 стал годом дебюта модели Cosmo Sport/110S — первой модели Mazda с роторным двигателем.
Mazda Cosmo Sport/110S — первый автомобиль японской компании с роторно-поршневым двигателем Ванкеля. |
В том же году начался полномасштабный экспорт на европейский рынок.
В следующие годы началось производство одной модели с роторным
двигателем за другой: 1968 год — Familia Rotary Coupe/R100,
РПД оснащались не только спортивные купе, но и гражданские автомобили, такие, как |
К 1970 году было произведено 100000 автомобилей с роторным двигателем. Кроме этого, в 1969 году Mazda впервые вступила в сотрудничество с Ford — в области совместного производства автоматических трансмиссий, открыла сборочный завод в Новой Зеландии, а в 1970 году начался экспорт автомобилей в США.
В 1970 году Mazda Familia тоже обзавелась роторной модификацией Rotary/R100. |
Автомобили с роторным двигателем продавались достаточно успешно, но разразившийся в 1974 году нефтяной кризис нанёс им порядочный ущерб — роторы потребляли больше топлива и масла, чем другие двигатели Mazda.
Mazda |
В 1975, 1976 и 1977 годах Род Миллен (Rod Millen) выиграл национальное ралли Новой Зеландии на
Тогда же, в 1978 году, был выпущен миллионный автомобиль
с роторно-поршневым двигателем. В 1979 году Род Миллен уехал в США
и стал там чемпионом по ралли, выиграв гонки на автомобиле Mazda
На спорткупе Savanna/RX-7 Род Миллен стал чемпионом США по ралли. |
В 1980 году Mazda Familia стала автомобилем года в Японии. Автомобильная марка Mazda в это время уже заняла твёрдые позиции на мировом рынке. В США и Европе в 1981 году открылись её представительства, а в 1982 году автомобилем года в Японии стала Capella. Она же в 1983 году была признана лучшим импортным автомобилем в журнале Motor Trend и получила множество престижных зарубежных наград.
Обладательница многих престижных автомобильных наград по всему свету — Mazda Capella / 626. |
На испытательном полигоне Миоси была построена лаборатория аэродинамических испытаний, появилось новое семейство микроавтобусов — Bongo/Bongo Brawny. Mazda вступает в финансовый союз с Kia Motors, купив 8% её активов. А в 1984 году компанию переименовали в Mazda Motor Corporation.
В 1986 году журнал Motor Trend назвал
Роторный монстр Mazda |
В 1987 году, в честь
В 1988 году в США открываются Mazda Motor of America, Inc. и Mazda Research and Development of North America, Inc. (MRA) — для объединения всех связанных с Америкой операций. На американском рынке появляется модель MPV.
Mazda разрабатывает новую технологию окрашивания — покрытие
Благодаря удачному дизайну и невысокой цене эта модель завоевала огромную популярность в США и других странах. На автосалоне же в Токио была представлена другая модель — Autozam Carol. Mazda начала импортировать в Японию Citroën BX, а в следующем, 1990 году — Citroën AX.
Mazda MX-5/Miata стала одним из самых популярных родстеров в мире благодаря своей доступной цене. |
В 1990 году в Японии появились такие модели, как MPV, Eunos Cosmo
(оснащённая автомобильной навигационной системой), Autozam Revue/121.
Mazda с её спорт-прототипом 787B была первой японской фирмой, покорившей |
1991 год — в Японии выходит седан класса «люкс» Sentia/929, автомобиль Mazda 787B выигрывает
1992 год — продаётся
Mazda RX-7/Efini стала самым мощным серийным автомобилем с роторным двигателем. |
В то же время бурно развивается экологическое направление деятельности компании: принимается «Глобальная экологическая хартия Mazda», разрабатывается новый нейтрализующий катализатор, который восстанавливает масло из всех типов пластика, а также первый в мире пластиковый композит многократной переработки.
В Германии и Японии открываются экспериментальные заводы
по сборке и вторичному использованию пластмассовых бамперов.
В 1993 году Mazda выходит на филиппинский рынок легковых автомобилей.
С Ford заключается долгосрочное соглашение с целью улучшения
конкурентоспособности автомобилей. На автосалоне во Франкфурте
выставляются
Mazda Xedos 9 — попытка японской компании отвоевать себе кусок рынка престижных автомобилей. |
А в Японии появилась новая спортивная компактная модель — Mazda
Lantis. Через год, в 1994 году, открывается музей Mazda,
разрабатывается грузовик, работающий на сжатом газе, а также
электромобиль на базе фургона
Во Флориде и в Китае открываются тренировочные центры Mazda, появляется новая модель — минивэн AZ Wagon, и Mazda первой среди японских автопроизводителей получает экологический сертификат ISO 9002.
В 1995 году общее количество выпущенных автомобилей модели Familia/323 в Японии достигает 10 миллионов при общем количестве выпущенных автомобилей Mazda в 30 миллионов.
Представленная на снимке Mazda 323 F - лишь одна из более, чем десятка миллионов проданных автомобилей семейства Familia / 323. |
Открывается представительство в Португалии. Mazda начинает тестирование водородных автомобилей на дорогах общего пользования, начинает продаваться новая модель — Bongo Friendee.
В следующем, 1996 году, процент доли Ford увеличился с 25% до 33,4%, президентом компании стал Генри Уоллис (Henry Wallace), в Японии начала продаваться новая модель Demio, и в том же году начались её продажи за рубежом, и она к тому же стала автомобилем года в Японии.
На европейском рынке начала продаваться модель 121, произведённая на заводах Ford. Mazda запустила систему Mazda Digital Innovation (MDI) — информационную технологию, позволяющую радикально обновить все стадии производства автомобилей — от планирования до сборки.
Mazda получила сертификат ISO 9001, снова первой среди японских автопроизводителей. В 1997 году изменился логотип компании на нынешний, в компании вводится новая система поощрения персонала; возобновляется экспорт продукции в Тайвань, президентом компании становится Джеймс Миллер (James Miller), разрабатывается модель Demio FCEV, работающая на топливных элементах.
В следующем, 1998 году Mazda вступает в альянс
В 1999 году модель
Компактная и очень практичная модель Mazda Premacy пользовалась популярностью у семейных людей. |
2000 год ознаменовался выходом Mazda в сферу электронной коммерции — был основан
Mazda Roadster, которая в этом году получила совершенно новый
дизайн кузова, попала в книгу рекордов Гиннеса. На автосалоне
в Детройте был показан концепт
Mazda приняла участие в совместном с Daimler Chrysler Japan Holding и Nippon Mitsubishi Oil проекте испытания автомобилей на топливных элементах.
2001 год — на автосалоне в Токио демонстрируются новая Atenza и предварительная версия
Многие модели Mazda в этом году получили дополнительные,
«спортивные» модификации. В 2002 году компания открыла собственные ясли
и выпустила новую модификацию модели MPV — Sports F, разработанную
женщинами, приняла участие в праздновании
В настоящее время Mazda отказалась от выпуска автомобилей
класса «люкс» (которые в её модельном ряду были представлены седаном
Millenia). Основной упор в производстве делается на легковые автомобили
малого и среднего класса, а также спортивные модели, что руководство
Mazda считает более перспективным и эффективным для дальнейшего
развития компании. В гамме спортивных моделей на смену всемирно
известной модели
Развитие «роторных» идей воплотилось в Mazda |
В вопросах стратегии развития и продаж компания тесно взаимодействует с Ford, хотя в производственную сферу Ford не вмешивается. Mazda по праву может считаться мировым автопроизводителем — её сборочные заводы в 21 стране позволяют ей экспортировать свои автомобили в 120 государств мира.